«Темп уборки хороший»

В Волгоградской области аграрии успели собрать 2,3 миллиона тонн зерна. Предварительные итоги уборочной кампании накануне озвучил губернатор Андрей Бочаров во время выездного заседания совета по вопросам развития сельских территорий и АПК в Октябрьском районе. По информации пресс-службы областной администрации, средняя урожайность по региону – около 26 центнеров с гектара. Большая часть полученного зерна, а именно 80%, — продовольственного класса.

«Темп уборки хороший. Нужно отметить высокое качество зерна — оно повышается с каждым годом. Сельхозтоваропроизводителям это дает возможность получать дополнительные доходы и вкладывать средства в развитие своих хозяйств, а региону — реализовать экспортный потенциал», — отметил губернатор Андрей Бочаров.

В официальном пресс-релизе областной администрации делают особый акцент на то, что специалисты занимались мониторингом всю зиму и весну. На основе полученных данных растения по необходимости покармливали, в некоторых районах участки частично пересевали, а фермеры вовремя получили льготные выплаты, которые якобы позволили сделать запас топлива, закупить технику и решить другие задачи.

«Мы знаем, какими были сложными прошлое лето, осень, зима. Нужно отметить высокий уровень принятия решений и качество работ: профессионализм наших сельхозтоваропроизводителей, оперативного штаба позволил сохранить урожай. Сегодня и озимые, и яровые культуры находятся в хорошем состоянии. Это позволяет говорить о том, что задача — собрать порядка 4 млн тонн зерна — будет выполнена», — отметил глава региона, напомнив, что Волгоградская область является зоной рискованного земледелия и только мобилизация всех ресурсов позволяет вырастить урожай высокого качества.

Одним повезло больше, другим – меньше

В Волгоградской области фермеры из многих районов без конца спорят, где именно в регионе почвы лучше или хуже. Дискуссия эта идет не один год и вряд ли когда-нибудь закончится. Возьмем в пример Городищенский район. Аграрий Александр Морозов строит собственное хозяйство на его территории не первый год. Сам он родом с Дальнего Востока, его родители были геофизиками. Александр Владимирович не пошел по их стопам и нашел себя в сельском хозяйстве.

Он начинал в советское время в совхозе с должности заведующего гаражом, а спустя несколько лет занял место главного инженера. Сейчас сельхозтоваропроизводитель держит 500 гектар, где в основном выращивает озимые культуры. Однако Александру Владимировичу в прошлом и текущем году не повезло – природные катаклизмы сильно ударили по растениям. Осень выдалась на редкость сухая, в некоторых районах осадков не было несколько месяцев, поэтому растения попросту погибли.

«Помню, как осенью дожди все же шли, но буквально в нескольких километрах от меня – облака не долетели. Тогда пришлось все заново культивировать и засеивать бахчевыми культурами. Потом дожди пришли весной. Конечно, с одной стороны хорошо – почва напиталась влагой, с другой — трава полезла со страшной силой. У нас обычно в эти дни степь чуть ли не горит, а тут зелень вокруг была», — уточняет Александр Владимирович.

Рафику Дюсалиеву из Михайловского района повезло больше. Отсутствие влаги негативно сказалось на всходах, но растения все же смогли выстоять, по крайней мере, большая их часть.

«Осенью хоть дождей и не было, зато ливни прошли в мае. Они немного «подтянули» «озимку» и положительно сказались на подсолнечнике. В сухом остатке у нас ситуация, скажем так, на «троечку». Да, пересевать приходилось, но урожай мы все же убираем, поэтому – грех жаловать», — уверяет фермер

Мнимая поддержка

Каждый год, когда провластные СМИ и другие ресурсы рассказывают об успехах в сельском хозяйстве, то делают особый акцент на поддержку аграриев. Обычно речь идет о разных льготах, но чаще всего говорят именно про погектарную поддержку. Еще несколько лет назад этим инструментом пользовались многие фермеры, сейчас же сельхозтоваропроизводители все чаще не подают документы. Считают, что попросту незачем.

«Я даже не лезу в эти документы, все делаю сам. Тут какая политика? Рубль получишь, два отдашь на налоги. Плюс, за каждую копейку нужно отчитываться, заполнять тонну бумаг, мне это не нужно», — уточняет Рафик Дюсалиев.

Аналогичного мнения придерживается и Александр Морозов. Ранее он получал погектарную поддержку, но со временем перестал оформлять ее.

«Да, льготы получал, было такое. Но с годами весь процесс получения средств стал намного сложнее. Причем, сами деньги-то невеликие, в моем случае цена вопроса – максимум 80 тысяч рублей. Разве большая сумма? Была бы серьезная помощь, а так…Причем, раньше за тем, на что фермер тратит полученные деньги, не следили. Теперь же средства можно вложить только в определенные вещи. Вот, нужно мне топливо, так как я черные пары держу, а купить на выделенные деньги ГСМ не могу – нельзя, не входит в утвержденный список», — добавляет Александр Владимирович.

Власти с уверенностью заявляют, что собрать 4 миллиона тонн зерна в Волгоградской области все же удастся. Однако в эти же дни в прошлом году статистика по уборке была куда более внушительной. Пресс-служба региональной администрации в последние числа июля 2020-го рапортовала, что собрали более 4 миллионов тонн. На сегодняшний день цифры меньше почти в два раза, поэтому аграрии даже не пытаются предсказать, удастся ли региону выполнить поставленную задачу по продовольственной безопасности. Ответить на этот вопрос удастся только осенью…