Апелляционная жалоба не прошла

Волгоградская область по нацпроекту «Экология» получала не один транш из государственной казны, в частности, для оздоровления Волги.

«В рамках госпрограммы по оздоровлению реки Волга были выделены субсидии и субвенции на реализацию мероприятий по расчистке, экологической реабилитации природных водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений», — сообщает пресс-служба областной прокуратуры.

Все бы ничего, но во время очередной проверки сотрудники нашли несколько нарушений, ущерб от которых – 12,5 млн. Именно такую сумму чиновники комитета по какой-то причине потратили не по назначению. Они заключили 31 контракт на проведение строительного контроля и авторского надзора. Звучит внушительно. Однако в этих работах не было никакой необходимости, выходит, деньги потратили просто так.

Суд обязал комитет вернуть средства, потраченные не по назначению. По всем законам жанра, представители комитета с решением не согласились и попытались его оспорить. Если первое заседание было еще в апреле, то в Облсуде (суд второй инстанции – прим.) – лишь в сентябре. Решение осталось прежним – придется вернуть в казну 12,5 млн. Буквально спустя несколько дней состоялось еще одно заседание, где ответчиком выступил комитет. Суд напомнил чиновникам об их прямых обязанностях.

«Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о возложении обязанностей. Установлено наличие в акватории реки Волги девяти затопленных и полузатопленных плавательных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно экспертному заключению по результатам проведенного обследования объектов исследования — плавучих средств, выведенных из эксплуатации, было выявлено, что данные средства утратили полностью свои потребительские свойства, а именно в дальнейшем не подлежат эксплуатации. Данный факт несет непосредственную угрозу безопасности как судоходства, так и угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде — загрязнением, захламлением исследуемых акваторий рек, препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте, проводимым на внутренних водных путях путевым работам и другой хозяйственной деятельности. Нахождение затонувших плавательных средств (и их остатков) в водном объекте влечет его загрязнение, поскольку при продолжительном нахождении затонувших (полузатонувших) судов, в том числе находящихся на берегу и затапливаемых в период паводковых вод в одной среде, начинается разрушение (коррозия) металла, в результате чего происходит изменение гидротехнического состава воды, из-за попадания в воду в процессе окисления металла его составляющих, что оказывает негативное влияние на физиологическое состояние фауны и флоры водного объекта. Любое загрязнение водоема отходами, в том числе вышедшими из эксплуатации плавсредствами и их остатками, оказывает отрицательное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания», — уточняет пресс-служба районного Краснооктябрьского суда города Волгоград.

Прокурор просил обязать комитет принять меры по очистке Волги. Суд встал на сторону природоохранной прокуратуры. Чтобы все исправить, у чиновников есть ровно год.

Хищения, задержания и уголовные дела

В Волгоградской области нацпроект «Экология» стал уже синонимом коррупции. Все началось в конце 2020-го. Тогда задержали предпринимателя, директора ООО «ГринЛайт» Александра Фирсова.

Около трех лет назад ГКУ ВО «Дирекция водохозяйственного строительства» заключило госконтракт с «ГринЛайт». Согласно документам, компании предстояло избавить регион от 18 свалок. За это предприятию должны были щедро заплатить– 269,5 миллионов рублей. Только играть по-честному Фирсов не хотел. Отходы частично закопали прямо на самих свалках, а должны были вывезти и утилизировать. Подобным образом волгоградец присвоил 77 млн рублей.

Спустя время стала понятна роль руководителя «Дирекции водохозяйственного строительства» Михаила Ситникова. Он и Фирсов все заранее обсудили и пошли на сговор. Следователи также полагают, что в этой истории есть и третий «герой» — бизнесмен Михаил Калонкин. Ситников и Фирсов уже давно сидят в СИЗО. Их сообщник Калонкин пытается скрыться от закона за пределами России.

Чуть позже уже не свидетелем, а фигурантом дела стал экс-руководитель комитета Виталий Сазонов. Долгое время он провел в СИЗО, сейчас – под домашним арестом, и все еще находится под следствием.

Инциденты, про которые сказано выше, — самые заметные. Но это не означает, что больше «белых пятен» нет. Не стоит забывать о резонансной истории, когда при расчистке и реабилитации водоемов в Волго-Ахтубинской пойме испарились 55 млн рублей. Средства выделили из областного бюджета с привлечением субсидии из федерального. В этой истории фигурирует печально известная «Дирекция водохозяйственного строительства». Между ней и другой компанией были заключены 4 государственных контракта. С той же компанией позже заключили еще один — по расчистке пруда в Светлоярском районе. В 2020-м подрядчик отчитался о своей работе. Заказчика все устроило, только позже выяснилось, что работы аж на 55 млн просто «забыли» выполнить.

Если раньше «героями» неприятных историй, связанных с масштабным национальным проектом «Экология», были только отдельные чиновники и предприниматели, то теперь прокуратура, суд и другие ведомства стали обращать внимание на работу комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. Сначала деньги, потраченные непонятно на что, теперь – «жирное» напоминание о том, что необходимо выполнять собственные обязанности. На фоне коррупционных скандалов сотрудникам комитета, пожалуй, стоит взять себя в руки, чтобы восстановить испорченную репутацию…