ВолгоградПт, 26 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Здоровый образ жизни прибавит вам 15-20 лет

Пандемия коронавируса была объявлена в 2020-м, и спустя чуть более года уже трудно представить, что мир когда-то жил без ограничительных мер, масок и страшной ежедневной статистики. Однако в столь непростое время, по информации Росстата, в Волгоградской области, как и во всей стране, основной причиной смертности остаются сердечно-сосудистые заболевания. По какой причине люди именно с этими недугами чаще всего уходят из жизни, как переносят «сердечники» коронавирус, и что нужно делать, чтобы не попасть в зону риска? Об этом подробно РИА SM News рассказал кардиолог, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе Волгоградского государственного медицинского университета Михаил Стаценко.

#Интервью
Здоровый образ жизни прибавит вам 15-20 лет
#Интервью
Пандемия коронавируса была объявлена в 2020-м, и спустя чуть более года уже трудно представить, что мир когда-то жил без ограничительных мер, масок и страшной ежедневной статистики. Однако в столь непростое время, по информации Росстата, в Волгоградской области, как и во всей стране, основной причиной смертности остаются сердечно-сосудистые заболевания. По какой причине люди именно с этими недугами чаще всего уходят из жизни, как переносят «сердечники» коронавирус, и что нужно делать, чтобы не попасть в зону риска? Об этом подробно РИА SM News рассказал кардиолог, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе Волгоградского государственного медицинского университета Михаил Стаценко.

Пациент должен помогать врачу

— Михаил Евгеньевич, Вы отдали кардиологии большую часть своей жизни. Как начинался ваш профессиональный путь?

— Я еще в школе интересовался медициной, занимался в «Школе юного медика». Педагоги работали на совесть, и меня это быстро увлекло. После окончания Волгоградского государственного медицинского университета еще три года работал в вузе, а затем решил уйти в практическое здравоохранение, а именно в – кардиологическую реанимацию. Первые годы пришлись на 90-е, в этот момент как раз открылся кардиологический центр. На дворе был 1997-й, с февраля 1999 года я стал главным кардиологом Волгоградской области, а потом Южного федерального округа и оставался им на протяжении 16 лет.

— Насколько я знаю, в медицине реанимация – отдельный мир со своими правилами и законами. Чтобы так долго работать именно в реанимации, нужна, и даже необходима, психологическая «броня» …

— Вы абсолютно правы. Чего только не было за эти годы. Ты каждый день смотришь, с каким трудом человек справляется с заболеванием, как переживают его родственники, наблюдаешь за тем, как люди уходят. Глядя на все это, у врача появляются сомнения – правильно ли он поступил, вдруг сделал недостаточно или упустил время. Может быть, нужно было идти по иному пути. Но потом начинаешь находить какие-то приемы самозащиты и отгонять подобные мысли, с ними никакой работы не будет. Врачу необходим трезвый ум.

— Давайте зайдем с другой стороны. Наверняка были и позитивные случаи, когда почти безнадежные пациенты выписывались?

— Да, бывало, когда тяжелые пациенты справлялись с болезнью. Не могу сказать, что подобное случалось часто, но бывало.

Здесь важен один момент. У врача нет и не должно быть мысли, что пациенту помочь нельзя. За каждого мы боремся. Я не просто так говорю «мы». Работа в реанимации – прежде всего командная работа. Врач чаще всего работает с одной и той же медсестрой, санитаркой из года в год. Ты понимаешь, что на этих людей можешь полностью положиться. Разумеется, не все ложится на плечи медперсонала, в больницах есть оборудование, которое отслеживает состояние пациента и сообщает об изменениях. Но оно не заменит людей, которые находятся с больным в режиме 24/7. Все усилия подчинены одной цели – спасти человеческую жизнь.

А про счастливые случаи… Помню не один, когда в кардиологический центр поступали пациенты с невероятным количеством патологий: кардиогенным шоком, отеком легких, с большим поражением на ЭКГ сердца, иными словами, обширным инфарктом. Из подобного состояния трудно выйти.

Человек выздоравливает, если сам борется, не сдается болезни. Так он помогает врачу, как бы работает с ним в команде. Многое решает сила духа, воля человека. Иногда в моменты, когда мы выписывали пациентов, которые некоторое время назад были в реанимации, ненароком думаешь: «Как они вообще смогли выжить и вылечиться». Конечно, многое нам еще неизвестно, но это, бесспорно, усилия самого человека над собой.

Тут сложно с пожилыми пациентами. Такие люди часто не хотят бороться за свою жизнь. Они полагают, что их время прошло и будто готовятся к смерти. Здесь какие лекарства не используй, сложно победить заболевание, когда сам человек опустил руки.

Изменился образ жизни и набор «болячек»

— Люди, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, всегда были в группе риска. И именно эти недуги чаще всего становятся причиной смерти. Вопрос простой – почему?

— Напротив, непростой. Здесь множество причин. Начнем с того, что образ жизни человека кардинально изменился. Если раньше одной из самых больших проблем был голод, то теперь мы столкнулись с другой – перееданием. На сегодняшний день на планете Земля людей, которые страдают избытком веса, больше тех, кому не хватает пищи.

Раньше, как было? «Хлеб и каша – пища наша». Сейчас же преобладает жирная, калорийная пища, множество кондитерских изделий. Вспомните, несколько десятков лет назад конфеты были частью праздничного стола, их не ели каждый день, сейчас же стали частью чуть ли не ежедневного рациона. То есть потребление калорий стало намного больше, а физической активности, напротив, — меньше. Этот дисбаланс и провоцирует набор веса.

Многие бытовые обязанности мы перестали выполнять. Если раньше нужно было постоянно лезть в погреб за пищей, то теперь можно лишь подойти к холодильнику, подметать пол нет необходимости, можно воспользоваться роботом-пылесосом. Если раньше надо было потрудиться, то сейчас – все доступно. Появилось много приспособлений, которые упрощают жизнь, делая ее пассивной.

Что в итоге получается? Избыточный вес провоцирует нарушение углеводного обмена, в итоге у человека диагностируют сахарный диабет, нарушение липидного обмена – развивается атеросклероз, повышается артериальное давление – гипертоническая болезнь.

В последнее время изменились не только пищевые привычки, но ритм жизни. Он стал быстрее, из-за этого человек вынужден больше работать, меньше спать – возросли нагрузки на психику. Нельзя забывать и про факторы окружающей среды. Увеличилось содержание углекислого газа в воздухе – следствие глобального потепления. Нас окружают различные предприятия, которых в природе быть не должно, и множество приборов, источников электромагнитного излучения. Одно накладывается на другое, мы и получаем то, что получаем.

Выход один – пересмотреть образ жизни и подход к потреблению пищи. Из-за отсутствия активности и неоптимального питания страдают, в первую очередь, сосуды и сердце. Поэтому эти заболевания зачастую губят людей – почти половина смертей в РФ приходится на сердечно-сосудистые заболевания.

«Сразу стало понятно, что мы столкнулись не просто с простудой»

— А теперь в нашу жизнь вмешался и ковид… Когда стали приходить тревожные новости из Китая, Вы представляли, чем это обернется?

— Нет. Я, как и все, не предполагал, что мир столкнется с пандемией. О ковиде было и раньше известно, например, MERS, — ближневосточном респираторном синдроме. Вспышки были с высокой летальностью – до 40%. Но они происходили локально и далеко от нас. Как в «Кавказской пленнице»: «Это не у нас, а где-то там, высоко в горах». Но в итоге этот страшный вирус пришел и в нашу страну.

Когда в Волгоградской области стали формировать ковидные госпитали, сразу стало понятно, что мы столкнулись не просто с простудой, а с простудой, от которой умирают и умирают совсем не так, как при обычных инфекционных заболеваниях.

Помню, еще в ординатуре в 80-х годах мне дали задание подготовить доклад о течении инфаркта у людей в период эпидемий гриппа. Кто бы знал, что эта информация спустя столько лет мне пригодится. Я проанализировал документы, отчеты и выяснил, что как раз в период эпидемий значительно увеличивается количество инфарктов.

21 сентября – ИА SM.News. Фото: Волгоградский государственный медицинский университет

Стало понятно, что вроде бы простой грипп, который является вирусным заболеванием, в первую очередь бьет по сосудам. В итоге больше людей с сердечно-сосудистыми осложнениями, в том числе с тромбоэмболическими и инфарктами попадали в кардиореанимацию. Увеличилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, а течение самого инфаркта становилось более угрожающим. В эпоху коронавируса – ситуация еще сложнее. Это – не мое открытие, ранее было написано множество научных работ, подтверждающих, что вирусные инфекции усугубляют течение сердечно-сосудистых заболеваний.

Если смертность от коронавируса в районе 1%, то у пациентов с ишемической болезнью, скачками артериального давления, нарушениями ритма сердца — уже от 1 до 10%. Иными словами, с такими патологиями умирает каждый десятый пациент в ковидном госпитале. Это очень страшно. Еще сильнее усугубляет ситуацию сахарный диабет, ожирение. Принято считать, что сахарный диабет говорит о нарушении углеводного обмена в организме, однако это заболевание также по своей значимости приравнивают к сердечно-сосудистой патологии.

— В пору пандемии медицинское сообщество сосредоточено именно на ковиде, другие болезни как бы отошли на другой план. Подход к работе у медиков изменился?

— Немного изменилось мышление, и это понятно. Приведу пример. Поступает пожилой пациент с отеком легких. Первое, что делают врачи – анализируют симптомы и проводят исследования, чтобы подтвердить или исключить ковид, хотя признаков именно коронавируса не было. Человека не лихорадило, не было кашля, в медкарте – сведения о перенесенном инфаркте.

Вы правы, помимо ковида есть и другие серьезные заболевания, но в эпоху пандемии алгоритм работы меняется.

— Чтобы защитить от ковида, нужно, в первую очередь, прививаться. Что же делать, чтобы в будущем не стать частым пациентом кардиологического центра или даже кардиореанимации?

— Как я и говорил – изменить образ жизни. После 60-ти лет все ваши негативные привычки обязательно аукнутся. Здоровый образ жизни прибавит вам 15-20 лет. Причем активной жизни. Что я имею в виду? Ощущение полноценной жизни, когда чувствуешь себя легко и счастливо. Когда ты здоров, то можешь заниматься любимым делом, путешествовать, не думая об отдышке, боли в спине или недостатке сил.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.